Фрагмент для ознакомления
2
Введение
1. Краткая характеристика практики
2. Перечень заданий на практику
3. Цель практики
Прохождение практики направлено на освоение следующих компетенций:
ПК-1 Способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения;
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Основная часть
1. Анализ особенностей учебно-воспитательного процесса в первом классе
Режим учебного дня первоклассника
В первом классе проводится работа по адаптации детей к обучению в школе. Уроки проводятся только в первую смену, продолжительность урока – 35 минут, максимальное количество уроков в день в период адаптации – 3, , после 2 урока – обязательное для всех детей горячее питание. Учебная неделя 5-дневная.
Наиболее трудные предметы проводятся на втором уроке, первый и последний уроки – наиболее легкие предметы, так как на первом уровне идет процесс врабатывания, настраивания на учебный процесс, к концу учебного дня у детей накапливается умственное и физическое утомление. Сдвоенные уроки не проводятся.
Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки (в среднем две физкультурные паузы) и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
На переменах организуются подвижные игры. Учитель проводит динамические игры для снятия физического утомления и удовлетворения потребности детей в двигательной активности.
Одним из условий, способствующих лучшей адаптации ребенка в школе, является обучение без отметок, отсутствие домашних заданий.
Учет педагогом психолого-педагогических особенностей детей
Учитель на протяжении учебного дня наблюдает за детьми, за процессом адаптации. На каждого ученика составляется карта адаптации, где анализируются результаты протекания адаптационного периода.
В адаптационный период учитель старается найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей темперамента, характера, интересов, способностей.
Учитель старается заинтересовать детей, использует различные способы поощрения – наклейки, звездочки, похвала. Учитель обращается к детям только по имени, тон спокойный.
Технологии обучения и воспитания, применяемые педагогом
Учителем используются следующие образовательные технологии: игровая технология (различные дидактические игры, ребусы), информационные технологии (демонстрация слайдов презентации на экране проектора), технологии визуализации (разнообразный наглядный материал – плакаты, рисунки), здоровьесберегающие технологии (оптимальная учебная нагрузка, режим дня, динамические паузы), технология проектного обучения. Воспитательная работа проводится посредством беседы, классного часа. Для реализации воспитательных задач педагоги используют такие методы, как убеждение, беседа, разъяснение, личный пример, упражнение, поручение.
2. Проектирование и организация игровой деятельности детей на переменах
Комплекс игр с детьми младшего школьного возраста составлен для организации деятельности на переменах.
Для детей выбраны подвижные игры, которые дают возможность детям снять напряжение, усталость, накопленную за время урока. В основе игры лежит двигательная деятельность, различные упражнения. В некоторых играх присутствует сюжет, который позволяет заинтересовать младших школьников (например, игра «Кот и мышь»). Игра «Змея» ориентирована на сплочение детей, формирование навыков игрового взаимодействия. Игра «Руки-ноги» направлена на развитие внимания.
Цель: снятие утомления, удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
Задачи:
1. Формировать умения выполнять движения в соответствии с правилом игры.
2. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, наблюдательности, собранности.
3. Создавать условия для сплочения младших школьников, формирования навыков группового взаимодействия.
4. Стимулировать положительные эмоции от игровой деятельности.
Игра «Руки – ноги»
Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с правилом игры, учить удерживать внимание.
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок – поднять руки вверх, на два – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность и внимательность.
3. Проектирование и проведение диагностики уровня адаптации ребенка к школе (наблюдение, беседа с учителем)
Программа диагностики уровня адаптации ребенка к школе.
Цель: выявить уровень адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1. Определить критерии диагностики и подобрать соответствующие методики.
2. Провести диагностику и выявить особенности показателей адаптации ребенка к школе.
3. Проанализировать результаты исследования и на их основе разработать рекомендации для родителей.
Методика «Лесенка» (авторы Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация В.Г. Щур).
Цель: выявление уровня самооценки.
Материалы: лесенка с семью ступенями.
Процедура диагностики: ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступенями и объясняют задание:
1. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».
2. После ответа ребёнка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».
3. «Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?».
Интерпретация результатов:
1. Неадекватно завышенная самооценка: ребенок поставил себя на первую ступень. Считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
2. Завышенная самооценка: ребенок поставил себя на первую ступень.
3. Адекватная самооценка: ребенок поставил себя на вторую или третью ступень. Объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
4. Заниженная самооценка: ребенок поставил себя на четвертую или пятую ступень.
5. Неадекватно заниженная самооценка: ребенок поставил себя на шестую, последнюю ступень. Ребенок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина – исследование познавательных интересов и уровня развития произвольности.
Ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными; для этого нужно внимательно слушать меня, а я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию».
Методика «Тест тревожности» (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки) – исследование тревожности.
Вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков (Приложение 1). Высокий уровень тревожности – индекс тревожности выше 50%. Средний уровень тревожности – индекс тревожности от 20 до 49%. Низкий уровень тревожности – индекс тревожности от 0 до 19%.
Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) – исследование коммуникативных умений.
Проводится в форме наблюдения за поведением ребенка на уроках и переменах, в процессе взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Параметры наблюдения за процессом общения с учителем:
1. Обращение к взрослому: по имени и отчеству, вежливое выражение своих просьб, желаний, адекватная реакция на требования педагога.
2. Спокойный тон в общении, отсутствие агрессивности, раздражительности, умение слушать и не перебивать, дожидаться своей очереди в диалоге для ответных реплик.
3. Стремление выполнять поручения, адекватно реагировать на просьбы, проявлять заботу и внимание по отношению к педагогам, оказывать помощь.
Параметры наблюдения за процессом общения со сверстниками:
1. Обращение к сверстникам, умение разговаривать спокойно, вежливо, употреблять этикетные формулы общения.
2. Умение замечать эмоциональное состояние партнера, оказывать посильную помощь, учитывать его мнение.
3. Умение конструктивно решать конфликты, разрешать спорные ситуации без проявления агрессии, крика.
После выполнения всех методик определяется уровень адаптации ребенка.
Анализ полученных результатов по всей диагностике
В исследовании принял участие ребенок 7 лет, Лера У.
1. Самооценка – завышенная. Ребенок поставил себя на первую ступень, объяснил это тем, что он добрый, хороший, умеет дружить. Второй раз ребенок поставил себя также на первую ступень, что означает, что его ожидания и реальное состояние совпадают, он считает себя таким, каким хотел бы быть. В третье пробе ребенок поставил себя на вторую ступень. Девочка объяснила, что мама иногда ругает ее за то, что не убирает игрушки. У ребенка сформировано критическое отношение к себе, девочка понимает, что она хорошая, но при этом имеет качества, которые порицаются взрослыми.
2. Уровень познавательных интересов и произвольности – средний. В целом тест выполнен правильно, у ребенка сформированы пространственные представления, только в конце теста была сделана одна ошибка (вместо «влево» ребенок сделал «вправо»). У ребенка узор недостаточно аккуратный, но девочка внимательно слушала инструкцию и выполняла все действия. В процессе выполнения заданий ребенок проявил умение действовать по правилу, по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.
3. Уровень тревожности – средний. Индекс тревожности составил 49%, на границе с высоким уровнем. Ребенок внешне не проявляет беспокойства, отсутствует нервозность. При этом наблюдалась двигательная активность: ребенок качал ногой, часто поворачивал голову, осматривался по сторонам.
4. Уровень коммуникативных навыков – средний. В общении с педагогом и сверстниками не выявлено проблем, ребенок проявляет инициативу, владеет элементарными навыками речевого этикета, адекватно реагирует на просьбы и требования педагога. Тон в общении спокойный, агрессивность отсутствует. В процессе беседы иногда перебивает собеседника, может не дослушать. В общении со сверстниками может быть конфликтным, но при этом старается разрешить спорные ситуации посредством уступки, компромисса.
Заключение
Отчет по результатам практики
Отчет по учебной практике, практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, психолого-педагогической
Студента _____ курса _____ группы
ФИО полностью
Перед практикой были поставлены следующие задачи: изучение особенностей обучения детей в первом классе в период адаптации, углубление знаний в области целей, содержания, средств и методов обучения первоклассников, овладение умениями диагностики и анализа уровня адаптации к условиям школьного обучения, умений проектирования и проведений консультации для родителей, умений анализировать интернет-ресурсы, полезные для педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
(включая нормативные материалы, стандарты)
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 13.09.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.09.2021).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 13.09.2021).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 13.09.2021).
5. Безруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. – М.: Семья и школа, 2017. – 310 с.
6. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – М.: Школа-пресс, 2014. – 112 с.
7. Валиулина, И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс] / И.Ф. Валиулина // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 474-477. – URL: https://moluch.ru/archive/139/39293/ (дата обращения: 13.09.2021).
8. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М.: Социальной здоровье России, 2015. – 204 с.
9. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. – М.: Перо, 2015. – 200 с.
10. Заика, Д.А. Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 333-335. – URL: https://moluch.ru/archive/71/12228/ (дата обращения: 13.09.2021).
11. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2015. – 211 с.
12. Лисина, Е.М. Сущность понятий «школьной адаптации» и «школьной дезадаптации» [Электронный ресурс] / Е.М. Лисина // Электронный журнал Экстернат. РФ. – 01.02.2012. – URL: http://ext.spb.ru (дата обращения: 13.09.2021).
13. Макарова, Ю.В. Процесс адаптации как показатель психологической готовности младших школьников к новым социальным условиям / Ю.В. Макарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2-2 (64). – С. 113-116.
14. Организация адаптации ребенка в детском саду [Электронный ресурс] / Р.М. Лукьянова, Т.Н. Дашевская, О.А. Кононова // Актуальные задачи педагогики. – Краснодар: Новация 2020. – С. 17-19. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15591/ (дата обращения: 13.09.2021).
15. Феоктистова, С.В. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе / С.В. Феоктистова, Н.Н. Васильева. – М.: Адамант, 2014. – 100 с.